Исскуство в Средневековой Европе

В изобразительном искусстве Средневековой Европы господствует несколько направлений. Глубинные процессы становления национального сознания в Европе конца XVIII - начала XIX века открыли народам этого региона их величественное прошлое, пробуждали интерес к Средневековью и его культуры. Изобразительное искусство Европы времен Средневековья (IX-XIII веков) опирается на основание, образовавшегося за тысячелетия от конца V до начала XIV века. Обращение к источникам не слишком далекого прошлого стало толчком формирования и развития в европейском искусстве романтизма По романтической концепции основной художественный стиль Средневековья - готика - имел возможность постоянно развиваться благодаря своей принципиальной внутренний незавершенности. Кроме того в искусстве этого времени существовал еще один стиль - романский. Разделение этот появился лишь в начале ХХ века, но при всей своей условности он имеет определенные основания. Как в развитии изобразительного искусства Средневековой Европы, так и в развитии всей культуры этой эпохи выделяют несколько этапов:

Ранние феодализм (V-VIII).

Зрелый феодализм (XIV-XVI).

Поздний феодализм (ХIV-XVI).

Яркая стилистическое единство в различных видах искусства и всех регионах характерна для готического стиля, а предшествующий ему стиль романский является стилем "поиска единого стиля". В каждой из молодых европейских стран стремление к стилевого единства искусства выражалось в своеобразный способ: каждое королевство выработало свой более или менее значительно отличалось от романского искусства Италии, а немецкий романский стиль ощутимо отличается от английского. Важное место занимала архитектура, как один из видов изобразительного искусства Именно на архитектуре было сконцентрировано западноевропейцев, второе место занимала скульптура, а такие важные виды искусства как иконопись, фреска, мозаика находились в тени.

Влияние церкви, которая стремилась подчинить себе всю духовную жизнь общества определил очертания Средневекового искусства в Европе. Основным образцом изобразительного искусства Европы были памятники церковной архитектуры. И не только потому, что церковь была главным заказчиком художественных произведений, но и потому, что средневековое искусство формировалось под влиянием религиозного свитопорозуминня Формула "искусство - библия неграмотных" сохранила значение на протяжении всего средневековья. Главной задачей художника было воплощение божественного начала, а из всех чувств человека преимущество отдавалось страданию, потому что по учению церкви, это огонь, очищающий душу. С необычной яркостью средневековые художники изображали картины страданий и бедствий. Но скульптуру и живопись средневековой Европы не следует рассматривать только как воплощение религиозных догматов, но и в свете их доступности широким массам. Церковь выступала как идейный руководитель, а создавали все произведения простые ремесленники, потому народное творчество вплеталась в декоративное убранство чужих христианству жонглеров, охотников, чудовищ, зверей.

Значительное развитие в это время приобрела скульптура Она украшала не только внутренний, но и внешний интерьер. Ее назначение было влиять на внутренний мир средневекового человека, поразить ее до глубины души, побуждать к сознательной душевной работы. Наряду со сценами мучений и страданий возникают фантасмагорические изображения, которые возбуждают человеческое воображение течение зрелого Средневековья в Европе, а в частности Западе, еще не ощущалась потребность в портретном изображении и вообще скульптура имела несколько схематический характер. Романская композиция произвольно использовала пространство, сочетая разнообразие фигур и упрощенность жестов. Для романской скульптуры есть характерный демократизм творчества - фигуры христианских святых напоминают тогдашних европейских мещан и крестьян. Пластика врастала в структуру строения храма и обогащала его художественный образ. Сотни тысяч иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй украсили храмы внутри и особенно снаружи. Главным скульптурным жанром эпохи Средневековья становится статуя.

Во времена позднего Средневековья развивается живопись, художественная деятельность. Особенно развиваются эти виды искусства в Германии. Можно выделить определенные районы, сыграли не последнюю роль в развитии изобразительного искусства Европы, это: Франкения, Бавария, Эльзас, Нижний Рейн и другие. Возникает саксонская школа живописи. В течение XIII-XIV вв. в Германии еще царит искусство готики Оно быстро завоевало аристократической изысканности. Духовная удаленность художников от повседневной жизни, аристократичность художественных образов объяснялась близостью к мистике Экхарда и Таулера. В это время начинает писать свои первые картины Дюкер, Грюневальд, Гольбейн.

Значительное развитие в средневековом изобразительном искусстве приобретает архитектура. Готический стиль в архитектуре связан с развитием средневековых городов. Главный феномен готики - ансамбль городского собора. Готический стиль архитектуры сформировался прежде всего во Франции: Иль-де-Франс, Пикардия. В городах спороджувалися стройные, направленные высоко в небо готические соборы, которые выполняли роль общественного центра города. Примером является собор в испанском городе Севилья, представляющий собой грандиозный прямоугольник, разделенный на пять нефов. Главным новшеством готического стиля стала каркасная система. Гигантские окна с яркими витражами, своеобразным видом живописи с помощью цветных расписанных пластинок стекла, заменили глухие стены, вытеснив монументальная роспись. Фреска почти полностью исчезает.

Храмы романского стиля характеризовались геометричность архитектурных форм. Романский храм - это одновременно и математическое уравнение, и фигура и образ космического порядка, отмечает французский исследователь Жорж Дюби.

В целом следует отметить, что средневековое искусство Европы мало своеобразный характер, который отмечался противоречивостью. С его глубин выросло блестяще изобразительное искусство эпохи Возрождения. Оно оставило прекрасные памятники в городах, также как Флоренция, Брюссель, Париж, Лубны и встал образцом мирового искусства.

© 2012 All rights reserved. Designed by Никита Асауляк