Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - один из видов художественной деятельности, произведения которого совмещают эстетичные и практические качества. Декоративное означает «прикрашувальне». Прикладное же означает, что вещи имеют практический обиход, а не только является предметом эстетического наслаждения.

Главная задача декоративно-прикладного искусства - сделать красивым вещевое среду человека, его быт.

Красота произведений прикладного искусства достигается благодаря декоративности. Декоративность является единственно возможным средством выражения содержания и художественной образности. Разделение декоративно-прикладного искусства на жанры осуществляется по назначению предмета - мебель, одежда, посуда и т.п., по технике исполнения - резьба, ткачество, роспись, по материалу - дерево, керамика, текстиль, камень, лоза, т.е. использование природных материалов; металлы и их сплавы, пластмассы, стекло, фарфор, бумага и др., т.е. использование искусственных, изобретенных человеком материалов.

Произведения художественной керамики появились давно. Археологические раскопки на острове Крит удивили ученых и сторонников искусства, потому что тогда были найдены образцы художественной керамики чрезвычайно высокой художественной качества. Если предыдущие образцы керамики Средиземноморья (горшки, вазы) 3000 до н. е. имеют простые геометрические узоры, то росписи позже усложняются и приближаются к реальности.

Уже в 1700 годах до н. н.э. появляются вазы разные по форме и сплошь покрыты растительными рисунками. По месту находки в пещере Камарес это название получила и найдена керамика. Гибкая, приемно по силуэту форма этих ваз украшенная таким своеобразным орнаментом, кажется смелым витровом художника-модерниста 20 века. Даже схематическое изображение цветов позволило исследователям различить тюльпан, дикие лилии, плющ. Осложнилось также использование красок. Особенно интересной была ваза с белой лилией на фиолетовом фоне.

Приближенность к Средиземному морю и рыболовный промысел познакомили мастеров обитателями моря и морского дна. Они переходят в росписи на вазах. 5 веком до н. э датируют появление ваз с росписями, где есть рыбы, морские ракушки, морские звезды. Это, так называемые, рыбные блюда.

Среди находок этого периода были и обломки гарбузоподибнои вазы в городке Гурния. Недостаток некоторых черепков не помешал к воспроизведению первоначальной форме. Чисто вымытая и склеенная ваза поразила изображением осьминога среди кораллов и водорослей. Она вошла во все энциклопедии по искусству под названием «Ваза с осьминогом» и считается шедевром керамики Древней Греции (Археологический музей Ираклиона, остров Крит). О популярности вазы с осьминогом свидетельствует и ваза, найденная в Палекастро. Там почти такой же житель морей, но на весе шарообразной формы.

Фаянс отличается от фарфора пористым черепком, а во фарфора черепок хорошо обожженный и стекловидный. Эта стекловидная свойство делает изделия из фарфора полупрозрачными о освещении. Фаянса не присуща полупрозрачность, потому что температура обжига фаянса меньше температуру обжига фарфора. Изделия из фаянса имеют более толстое стенку по сравнению с фарфоровой.

Считают, что фаянс возник в Северной Африке в Древнем Египте. Там ценили голубые и синие полудрагоценные камни. Спрос на них стал причиной появления дешевых заменителей из обожженной керамики, покрытой непрозрачными голубыми поливами. Из Древнего Египта ремесло выработки фаянса распространилось в Вавилон, Малую и Переднюю Азию, Персию.

В Персии возник свой способ декорирования керамики - роспись зеркалом золотистых оттенков. По легенде, Коран запрещал мусульманам пользование золотым посудой, а очень хотелось. Дешевым и незапрещенных заминникоми стал фаянс, покрытый золотистым зеркалом. Керамические изделия из фаянса распространились по всему мусульманскому регионе от Индии до мавританской Испании. Фаянсовые изделия мавританской Испании и копировали в городе Фаенца, что и дало им современное название.

© 2012 All rights reserved. Designed by Никита Асауляк